вторник, 4 февраля 2014 г.

Собственные методические разработки, статьи

Ролевая игра на уроках английского языка как средство повышения
                                             интереса учащихся.


Одним из главных путей, ведущих повышению качества учебно - воспитательного  процесса, является усиление коммуникативной направленности обучения. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность не столько цель, но и средство, где и то и другое диалектически взаимообусловлены.
        Коммуникативность включает в себя индивидуализацию обучения речевой деятельности, под которой понимается учет всех качеств ученика как индивидуальности: его способностей, его умений осуществлять речевую и учебную деятельность и главным образом его личностных качеств. Можно без преувеличения сказать, что для коммуникативного метода, индивидуализация является главным средством создания мотивации и активности. Коммуникативность связана с понятием функциональности. Это понятие означает, что любая речевая единица, любая языковая форма выполняет в процессе коммуникации какие-либо речевые функции. В противном случае речевое взаимодействие было бы невозможным. Иными словами, функциональность есть самая существенная характерная черта любой речевой единицы, то есть любой языковой формы, используемой в говорении.
    Принцип функциональности определяет, прежде всего, адекватный процесс отбора материал, а именно:
  а) отбор лексики не на основе глобальной частности, а частности для данной речевой задачи в данной ситуации.
  б) отбор из сфер коммуникации,  к участию в которых мы готовим учащихся
  в) отбор лексики, необходимой не для типа «Кино», “Магазин» и т.д. а для обсуждения проблем межчеловеческого общения.
   г) отбор в плане обучения говорению в jосновном тех проблем, которые связаны со страной учащегося, а не изучаемого языка.
  Коммуникативность предполагает ситуативность обучения. Сейчас уже все признают необходимость ситуативности, хотя это почти всегда касается этапа развития речевого умения.
  Процесс общения характеризуется постоянной сменой предмета разговора, обстоятельств, условий и задач. Чтобы быть адекватным в той или иной ситуации, говорящий не может не учитывать новизны всех компонентов общения и в таком случае задачей   учителя является  подготовить учащегося к общению. Развивать у него способность к адекватному реагированию можно  благодаря постоянной смене всех вышеперечисленных компонентов.
 Коммуникативность, как категория методики может служить базой для создания методов обучения, ролевого общения и ролевой игры. Важно, чтобы ролевая игра и ролевое общение, предлагаемые учащимся, были по своему содержанию на соответствующем контингенту интеллектуальном уровне.
  Понимание «роли» и «ролевой игры» отличается от традиционного и основывается на понимании того, что поведение людей в жизни является постоянной ролевой игрой, так как человек постоянно меняет роли в жизни. Ролевое общение на иностранном языке  в условиях современного интенсивного обучения не является фрагментом учебного процесса,  методическим этапом изучения иностранного языка, а основой построения учебно-познавательного процесса. Учащиеся становятся участниками предлагаемой истории пьесы, и каждый получает свою «легенду», в котором является частью общего сюжета. Но «роль- легенда» является не единственной ролью, которая предлагается обучаемому. Так же, как и в реальной жизни, каждый человек в течение дня (занятия) меняет множество социальных ролей (продавец—покупатель, муж- жена, пассажир- шофер, родитель- ребенок) и поэтому общение является для обучаемого целью его речевого или неречевого действия в условиях, максимально приближенных к неучебной совместной деятельности. А для преподавателя это общение является также и учебным, так как ситуации общения (упражнения) планируются и организуются, учитель управляет общением при решении учебных задач курса обучения.
  Очень важно содержание роли, так как она является одним из средств обеспечения мотивированных многократных повторений учащимися одних и тех же языковых и речевых единиц, что необходимо для формирования речевого навыка. Но и психологическое значение роли тоже важно. Учащийся в зависимости от типа своей личности, от степени владения изучаемым языком, от конкретной роли в данной ситуации может «самовыражаться», творчески реализовывать свои знания и умения, свой интеллектуальный потенциал, а может “прятаться за свою роль», то есть минимальными языковыми средствами, привлекая невыразительные средства, «создать свою роль» как средство защиты.
    Ролевая игра проходит  среди учащихся по-разному:
1. Одновременно работа в парах  
2. Работа в командах
3. Учащийся- группа
4. Учитель - микрогруппа (4 человека)

Ролевая игра, как вид социально- психологического тренинга обладает устойчивой дидактической структурой, усложненной за счет введения в нее учебно- воспитательных и дидактических условий, необходимых для достижения игровых и неигровых целей. Под дидактической структурой  ролевой игры подразумевается совокупность ее компонентов (целей, содержания и ролей) и звеньев или этапов, обеспечивающих ее целостность при различных внешних и внутренних изменениях. Во временном плане ролевая игра представляет собой взаимодействие между учителем и учащимся, которое состоит из трех этапов:
  1. подготовки ролевой игры;
  2. проведения ролевой игры;
  3. коллективного обсуждения результатов ролевой игры.
  В ролевую игру вовлекаются все члены ученического коллектива.
Я использую ролевую игру в работе с учащимися 5- 9 классов. При этом наиболее удачными бывают следующие формы: экскурсия, во время которой учащиеся выступают в роли гида и экскурсантов. Такая экскурсия проводится  по темам: “  Мой любимый город» (5кл.),  « Объединенное Королевство Великобритании и Северная Ирландия»( работа с географической картой) и «Краткая история Лондона» (6 кл.)
«Путешествие» или по образцу « Интервью с администратором гостиницы» (11 кл.)
«Экологические проблемы и их решение» (9кл.) Интервью с работодателем (10 кл.)

  Во время проведения ролевой игры я иногда даю учащимся некоторые начальные установки, которые  в дальнейшей работе помогают  им продолжить разговор, либо  даю  им список полезных слов и выражений,   чтобы они могли выразить свое согласие (в вежливой форме) а так же обеспечить положительную отрицательную и обратную связь (Great!! Sounds awful!); помочь другим участникам продолжить разговор (Is that right? Really?);
Повторить ключевое слово, например:

     «В гостинице»

 A: Is it nice?
B: It’s not bad. We can stay here.
A: Stay here?
B: Yes, I’ll book two single rooms for us.

« Два друга о квартире одного из них»

A: I like your flat very much
B:-You do?
A: Yes, it’s rather comfortable and cosy.
B: Oh, I am glad to hear it. Thanks


Ролевая игра по данным формам проведения требует бльшой подготовительной работы над каждо йролью.
  Особое внимание при этом  учитель уделяет четкому и выразительному произношению учеником текста роли, его пониманию и жестам. Учитель тоже принимает участие  в ролевой игре. Он может быть «экскурсантом» или «путешественником», помогая при этом ведущему. Например:
« Урок-экскурсия по Лондону»
 Teacher: Dear friends, we welcome you to London. We do hope that your visit will be very interesting and useful for you. Here you will learn and see London’s places to visit, the short history of London ….

Большое значение в проведение урока «ролевой игры» имеет память, так как учащийся должен запомнить большое количество новых слов и звуков. Для того чтобы помочь учащемуся лучше подготовиться к своей роли, следует лексику по заданной теме закрепить в написании, произношении и составлении предложения с ними.

Комментариев нет:

Отправить комментарий